Премьер-министры России и Италии Владимир Путин и Сильвио Берлускони хотят ускорить строительство газопровода South Stream ("Южный поток") по Черному морю. Причем так, чтобы его возможно было запустить раньше, чем Nord Stream ("Северный поток") по Балтике, рентабельность которого ставится под сомнение. Впрочем, экономическая и финансовая проработка проекта South Stream пока близки к нулю. Вчера итальянский премьер Сильвио Берлускони встретился в Санкт-Петербурге с Владимиром Путиным. С помощью телемоста премьеры связались со своим турецким коллегой Реджепом Эрдоганом, и стало ясно, что неофициальный визит господина Берлускони носит далеко не частный характер. Турецкий премьер пообещал приехать в Москву и согласовать "все шаги" по реализации South Stream и Blue Stream. "Сильвио ставит перед нашими компаниями очень сложную задачу, он говорит, что "Южный поток" должен быть построен быстрее, чем "Северный поток" по дну Балтийского моря",— поставил в известность турецкого коллегу Владимир Путин. "Это вызов, который мы должны принять",— согласился итальянский гость. "Мы действительно можем это решить, потому что у нас есть опыт строительства "Голубого потока" на территории Турции. Там мы тоже работали все втроем. То есть у наших компаний реально есть производственный опыт — большая фора в этой работе",— подытожил обсуждение газовой темы премьер РФ. Разговор премьеров состоялся вскоре после беседы господина Путина с руководством Deutsche Bank, который, по данным "Ъ", должен стать главным организатором финансирования Nord Stream. Газопровод South Stream мощностью 47-63 млрд кубометров газа в год должен пройти из России через Черное море в Болгарию, а далее двумя путями: Сербия—Венгрия—Австрия и Греция—Италия. Первая ветка должна быть введена в 2013 году. Поддержка Турции, которая также является участником конкурирующего с South Stream проекта Nabucco, имеет для России приоритетное значение. После достигнутых 6 августа российско-турецких договоренностей в присутствии Сильвио Берлускони турецкая сторона дала согласие российским партнерам на проведение изыскательских работ в своей эксклюзивной экономической зоне в акватории Черного моря по предполагаемому маршруту South Stream. И после этого российская сторона значительно ускорила работу над проектом. В том числе путем переговоров с другими странами. На днях господин Медведев на подписании в Сербии соглашения о создании совместного предприятия по строительству South Stream в Сербии и газового хранилища "Банатски двор" заявил: "Я хочу, чтобы Сербия превратилась в крупного регионального энергетического игрока, участвующего в транспортировке и распределении российского газа". Президент Турецкого центра международных отношений и стратегического анализа Синан Оган подтвердил "Ъ", что если в начале лета Nabucco имел больше шансов на успех, то сейчас, когда обострились противоречия Турции и Азербайджана, а также карабахский конфликт Армении и Азербайджана, более реальным выглядит проект South Stream. Впрочем, эксперт считает, что экономически целесообразно было бы построить вторую ветку Blue Stream. "South Stream со всеми подводящими газопроводами не знает равных ни по размерам, ни объемам затрат,— поддерживает его глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин,— "Газпром" и его партнеры должны построить 11,8 тыс. км новых газовых магистралей, более половины из которых будут пролегать по территории России". По его словам, затраты на South Stream от российского берега до Италии и Австрии составят примерно $30 млрд, половину из которых оплатит "Газпром". "Кроме того, монополии придется потратить еще $22-25 млрд на сооружение газопроводной системы от Бованенково (ЯНАО) до Черного моря. И наконец, придется участвовать в строительстве Прикаспийского газопровода ($6 млрд),— рассуждает господин Корчемкин.— В общем, затея обойдется "Газпрому" примерно в $45 млрд, что может резко ударить по рентабельности российской монополии". "Для Nord Stream получено лишь одно из пяти необходимых разрешений транзитных стран,— рассуждает ведущий консультант ООО "Финэкспертиза" Дмитрий Ширяев.— В турецком маршруте указанный фактор не столь критичен". Он также отмечает, что из-за новых правил рынка Германии проект Nord Stream становится невыгодным, поскольку не соответствует нормам рентабельности: установлены 5% при запланированных 9,5-12%. Однако экономическая и финансовая составляющая South Stream пока совершенно не проработана: отсутствует ТЭО проекта и его финансовая схема, тогда как Nord Stream AG пообещал в ближайшие недели получить финансирование банков на строительство. Более того, для ускорения South Stream необходим рост спроса на газ. А его, по словам главы ENI Паоло Скарони, в ближайшие годы в Европе не предвидится. Впрочем, это не помешало вчера главе "Газпрома" Алексею Миллеру и Паоло Скарони обсудить "план дальнейших действий, связанных со строительством морской части газопровода South Stream".
|