В интервью Die Zeit экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер говорит о том, как общается с автократами, об ошибках СДПГ, о возможном крахе новой парламентской коалиции в 2019 году и шансах на досрочные выборы.
Как известно, Шредера связывают хорошие отношения с такими автократами-популистами, как Путин и Эрдоган - чего нельзя сказать о контактах с Трампом, Качиньским и Орбаном. В чем разница? - задается вопросом главный редактор Die Zeit Йозеф Йоффе, побеседовавший с экс-канцлером.
"Все дело в рациональности. Если сравнивать с Трампом, мы можем радоваться, что есть Путин", - считает экс-глава правительства ФРГ.
Автократы - "уверенные в себе люди, которые способны демонстрировать результаты. Эрдоган превратил Турцию в экономически успешное государство. И он был на пути в Европу. Не в последнюю очередь по вине Германии - однако и по вине самой Турции - на этом пути появились преграды. Что касается России, то в Европе плохо понимают, что эту страну следует судить исходя из иных критериев, отличных от принятых в нашей традиционной демократии".
"Вполне возможно, Россия плохо понимает, что представляет собой ЕС. Москва говорит - или говорила - в первую очередь с Германией. Русские считают, что очень помогли нам объединиться. (...) Несомненно, мы за это много заплатили. Но речь не о деньгах. В России задаются вопросом, почему именно Германия стоит в арьергарде антироссийских санкций? Они ждали большей благодарности", - считает Шредер.
"Лично я против политики санкций. Получается, достигнут какой-то прогресс, к примеру, с выводом тяжелых вооружений из Донбасса, а речь все еще идет не о смягчении, а пролонгировании или даже об ужесточении санкций. Кто оказывает при этом давление на Киев? Киев тоже мало что делает. (...) При этом ведет войну на Донбассе и отрезает людям доступ к поставкам энергии. Санкционная политика до сих пор не привела ни к каким результатам", - подчеркивает Герхард Шредер.
"Если бы Хрущев не верил в то, что СССР просуществует так же долго, как Католическая церковь, он бы не стал дарить Крым Украине в 1954 году", - считает экс-канцлер. Шредер называет "абсурдным" представление о том, что Путин якобы "имеет аппетит на страны Балтии или даже Польшу", а Запад хочет его умерить, размещая у своих восточных границ натовские батальоны. "Я считаю это ошибкой - особенно учитывая нашу общую с Россией историю. Берлин мог бы четко дать понять - вы можете это делать, но без нас".
Шредер разделяет мнение о том, что Россия чувствует себя окруженной со всех сторон. "Речь идет о долговременном процессе, который Россией воспринимается как взятие в кольцо. Американские попытки включить в НАТО Украину и Грузию, натовская ПРО, батальоны альянса у российских границ - все это провоцирует страхи. Американская политика со времен Джорджа Буша нацелена на изоляцию и окружение - американцы не хотят сильной России. Но хотят ли видеть Россию слабой немцы и европейцы?"
"Русские - наши соседи. Нам нужны их рынок и энергоносители. Они необходимы нам в политическом плане, если мы задумаемся о ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, иранской ядерной программе и Кавказе", - продолжает экс-канцлер.
Комментируя свое назначение в совет директоров "Роснефти" и связи с Кремлем, Шредер указывает на то, что "Роснефть" и "Газпром", в проектах которого он участвует, "являются международными компаниями". И, конечно, его деятельность там является его личным делом.
"Я не даю превращать себя в инструмент для реализации чьих-то интересов", - подчеркивает Шредер.
Комментируя зависимость Германии от российского газа, экс-канцлер указывает на то, что русские, со своей стороны, "нуждаются в нашем рынке. И, таким образом, тоже зависят от нас. Нам нужен газ для нашей промышленности, домов и производства электричества".
Что касается Дональда Трампа, то, по мнению экс-канцлера, американец продержится у власти до 2020 года. "Импичмент - дело непростое. Мы в свое время веселились, глядя на актера Рейгана - а он стал одним из самых успешных американских президентов. Он прислушивался к своим советникам и супруге Нэнси. (...) Проблема Америки и всего мира в том, что Трамп непредсказуем. Тот, кто хочет управлять мировой державой, должен быть предсказуем", - замечает Шредер.
|