-->
С 1 января 2015 года в России начал действовать так
называемый налоговый маневр, кардинальным образом меняющий принципы налогообложения нефтяной отрасли. Нововведение предполагает поэтапное сокращение в течение трех лет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (в 1,7 раза — на нефть и в 1,7-5 раз — на нефтепродукты) одновременно с увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) (на нефть — в 1,7 раза и газовый конденсат — в 6,5 раза). По словам аналитиков, маневр был рассчитан на иную конъюнктуру мирового рынка. При ценах выше 100 долларов за баррель добывающий сектор в России оказался бы в выигрыше от нововведений. При нынешних ценах, предупреждают специалисты, потери гарантированы для всех игроков — и нефтяных компаний, и покупателей нефтепродуктов, и государства.
Изменения в Налоговый кодекс России было решено внести для гармонизации налогообложения в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) и для минимизации потерь России, которые возникают в результате реэкспорта Беларусью и Казахстаном российской нефти и нефтепродуктов. По оценкам экспертов, ежегодные потери Москвы от этого превышали 8 миллиардов долларов.
К тому же идея заключалась в том, чтобы ликвидировать при помощи маневра зависимость федерального бюджета от цен на нефть (от них зависит и величина экспортной пошлины). Наконец, еще одна задача — стимулировать нефтяников к увеличению выпуска светлых и уменьшению производства темных нефтепродуктов.
В итоге с 1 января 2015 года экспортная пошлина на нефть снижена с 277,5 доллара за тонну до 170,2 доллара. Пошлина на бензин — с 249,7 доллара за тонну до 132,7 доллара, на дизтопливо — со 180,3 долларов за тонну до 81,6 доллара, на темные нефтепродукты — со 183,1 доллара за тонну до 129,3. Ставка НДПИ на нефть и газовый конденсат увеличены в этом году с 530 до 775 рублей за тонну. Исключение будет сделано для месторождений, которые послужат сырьевой базой для проекта газопровода «Сила Сибири», по которому Россия планирует поставлять газ в Китай.
По данным первого зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, налоговые изъятия от экспортных пошлин давали бюджету свыше 1 триллиона рублей. Теперь они будут переложены на налог на добычу полезных ископаемых. «Когда изъятия осуществлялись из экспортной пошлины, они никак не влияли на внутренние цены, и внутренние потребители от этого налога трудностей не испытывали», — объяснила Дмитриева DW. Теперь, по ее мнению, высока вероятность того, что нефтяные компании заложат в новые цены на внутреннем рынке свои возросшие расходы на выплату НДПИ.
Чтобы этого не произошло, правительство решило сократить акцизы на бензин и дизельное топливо, но это вряд ли поможет, считает Дмитриева, а вот бюджет из-за снижения акцизов потеряет 228 миллиардов рублей. По словам депутата, в конечном итоге маневр послужит одним из драйверов роста инфляции, поскольку приведет к повышению цен на сырье и энергоносители. «А это самое начало производственной цепочки, так что в итоге отразится на цене практически всей продукции», — отметила она, добавив, что, по ее прогнозу, инфляция в 2015 году будет точно не менее 10 процентов.
С тем, что подорожает бензин, согласен и президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его словам, маневр призван стимулировать производство светлых нефтепродуктов. «Но это долгосрочная перспектива. При нашем развитии нефтепереработки, когда мазут будет некуда девать, могут возникнуть проблемы. Налоговая нагрузка увеличивается, и для простого потребителя в ближайшей перспективе это обернется ростом цен», — заявил Аркуша DW.
Что касается самих нефтяников и газовиков, то для них в первые годы действия маневра эффект от него тоже будет негативным. «Параметры маневра подобраны таким образом, что при росте цен на нефть добывающий сектор выигрывает, при снижении ниже 70 долларов за баррель — проигрывает», — сообщил DW директор московского нефтегазового центра EY Денис Борисов.
По его подсчетам, в 2015 и 2016 годах нефтяные компании будут терять из-за нововведений 0,3-0,4 доллара с каждого проданного барреля нефти. «После завершения маневра в 2017 году и далее при цене 60 долларов за баррель налоговые новации дополнительно принесут добывающему сегменту ежегодно 0,3 доллара на баррель в сравнении с действующей налоговой системой», — добавил он.
По словам Борисова, изначальные расчеты могут оказаться выше фактических результатов и в сегменте переработки. «Из-за особенностей формульных привязок ставок экспортных пошлин маржа для среднероссийского НПЗ может снизиться не на 25 долларов, а на 35-40 долларов за тонну», — предупреждает эксперт.
Оксана Дмитриева полагает, что указанные трудности неизбежно приведут к корректировке нефтяными компаниями инвестпрограмм. По ее мнению, чтобы этого не произошло, необходимо, пока не поздно, внести изменения в принятый закон. Впрочем, признает Дмитриева, без согласия правительства сделать это будет невозможно, пишет dw.de.
|